Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Методическая работа

План

работы методического кабинета

 государственного учреждения образования

 «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.А. Кривоноса г. Кличева»

на 2022/2023 учебный год

        Цель работы методического кабинета: при помощи качественных организационно-методических мероприятий обеспечить выполнение задач годового плана и таким образом содействовать достижению цели учреждения образования

        Задачи:

  • пропаганда решений и указаний органов управления образованием, руководства учреждения образования; решений педагогического совета по вопросам организации образовательного процесса;
  • оказание помощи структурным подразделениям методической службы школы в подготовке и проведении общешкольных мероприятий по обобщению опыта;
  • оказание помощи педагогическим работникам в подготовке и проведении различных видов занятий, предоставление систематизированных методических пособий и образцов документации, проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов;
  • разработка рекомендаций по различным аспектам организации образовательного процесса, по использованию современных педагогических технологий в образовательном процессе, по организации самообразовательной деятельности педагогов.

  №

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные

Создание нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность образовательного учреждения в 2021/2022 учебном году в соответствии с Кодексом об образовании

август

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

Создание методического совета и организация его работы на базе методического кабинета

август

Н.И. Книга

 

Изучение материалов, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь к новому учебному году, нормативных правовых документов, разработанных в соответствии с Кодексом об образовании к началу учебного года, обзор новинок методической литературы

август.

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

 

 

Анализ работы  по организации и методическому обеспечению повышения квалификации педагогических кадров

август

Е.А.Коврик,

аттестационная комиссия

Составление плана работы методического кабинета на 2022/2023 учебный год

август

Е.А. Коврик

Составление банка данных о педагогических кадрах: комплектование и сверка методических объединений

август

Е.А. Коврик, руководители МО

Обсуждение и утверждение планов работы МО по предметам в установленном порядке  

сентябрь.

Е.А. Коврик,

руководители МО

8

Консультации по составлению индивидуального плана работы по темам самообразования  

сентябрь

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

Т.В. Шишлова

  

9

Подборка материалов и работа с одаренными и высокомотивированными учащимися

сентябрь

(в течение года)

Э.Г. Зинкевич

10

Оказание методической помощи начинающим учителям в разработке уроков разных типов

в течение года

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

 руководители МО

11

Индивидуальные консультации с руководителями МО по вопросам организации дифференцированной работы с педагогами

в течение года

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

12

Организация и оказание методической помощи учителям в инновационной деятельности, исследовательской деятельности

в течение года

Э.Г. Зинкевич

13

Создание «методической копилки»: «Материалы предметных недель», «Материалы внеклассных мероприятий»

в течение года

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

14

Организация выставок из опыта работы учителей, выставки по общешкольной педагогической проблеме, по современным образовательным технологиям, работе с одаренными учащимися, профильному и допрофильному обучению    

в течение года

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

15

Организация методического сервиса для педагогов (учебно-предметного, мониторингового)

в течение года

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

руководители МО, педагог-психолог

16

Подбор материалов и литературы для проведения педагогических советов, теоретических и практических семинаров, школьных МО

в течение года

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

руководители МО

17

Проведение педсоветов, теоретических семинаров, методических объединений, Школы молодого педагога

в течение года

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

руководители МО

18

Составление и обновление банка передового педагогического опыта

в течение года

Е.А. Коврик

 

19

Выставка новинок методических изданий

август,

январь

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

руководители МО

20

Проведение заседаний инструктивно-методических совещаний

согласно планам работы

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

21

  Работа по обобщению передового педагогического опыта

в течение года

 Е.А, Коврик,

Педагоги учреждения образования 

22

Выставка методических материалов «Из опыта организации воспитательной  работы в школе»

апрель

И.К. Александрович

Руководитель МО классных руководителей

23

Проведение  диагностики производственных фондов кабинета

в течение года

Е.А. Коврик

Э.Г. Зинкевич

И.К. Александрович

24

Обновление стендового материала в кабинете

в течение года

Е.А. Коврик

25

Анализ работы МО за 2022/2023 учебный год

май

Е.А. Коврик,

Руководители МО 

Система внутриучрежденческой методической работы

«Учитель – это тончайший инструмент,  вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента».  

(«Правила работы с учителем» Учительская газета).

«Век живи-век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компентенции и эрудиции-это четкая на подлинно научной основе организация методической и исследовательской работы в школе.

Повышение квалификации преподавателей процесс непрерывный, его важнейшей составной частью является методическая работа. Совершенствование же самой методической работы невозможно без правильного понимания ее сущности и ее основного назначения, круга решаемых ею задач, требований к ее организации и осуществлению, без проведения хотя бы элементарных исследований. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива. Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа преподавателя в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.

Следует отметить и имеющиеся негативные явления в методической работе: неконкретность постановки целей и задач, заорганизованность, однообразие форм и методов, бессистемность, невнимание к созданию благоприятных условий для повышения квалификации и мастерства педагогов, слабая связь теории и практики. Все это снижает результативность методической работы.

Понятие «методическая работа» прочно вошло в профессиональный педагогический лексикон. Это понятие и стоящая за ним работа воспринимается педагогами по-разному.

В Российской педагогической энциклопедии (1993г.) М.М.Поташник дает такое определение: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации есть часть непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели ее - освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы. Она осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов».

Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющей собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроке и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса

Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса.

Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного учителя и всего педагогического коллектива, оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.

Различны формы методической работы.

Это коллективные формы: семинары, практикумы, практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые уроки, предметные месячники, творческие отчеты учителей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы.

Индивидуальные: самообразование, стажировка, разработка творческой темы, взаимопосещение уроков, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение уроков администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.

Содержание методической работы обновляется постоянно в соответствии с практическими потребностями школы.

В настоящее время структура внутриучрежденческой методической работы значительно обогатилась и может быть выражена следующей схемой:

1. Методические объединения

Школьные  методические объединения наиболее известная форма помощи учителям. Методической работой в учреждении образования руководит заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной работе), а руководителями методических объединений назначаются лучшие учителя, мастера педагогического дела, пользующиеся у коллег заслуженным авторитетом.

Количество методических объединений зависит от численности педагогического коллектива, от данного конкретного учреждения образования. Обычно создаются следующие объединения: учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей, при этом учитывается количество педагогических работников по каждому предмету.

С учетом деятельности за истекший период и конкретных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, составляется годичный план работы каждого методического объединения. Обычно планируются вопросы конкретные: составление и обсуждение текстов контрольных и проверочных работ, изучение личности учащихся и организация индивидуальной работы с ними и другие.

Распределение работы методического объединения обычно планируется по месяцам. Например: в сентябре - информация учителей о методических новинках, внесение корректив в план методической работы на год, обсуждение содержания самообразования членов данного объединения. В ноябре - взаимопосещение уроков и их анализ. В декабре - заслушиваются сообщения о самообразовании, знакомятся с новинками научно-методической литературы. В феврале - обмен опытом учителей по различным вопросам воспитания и обучения. В апреле - подготовка контрольных работ для учащихся. В мае - готовятся итоги на методический совет, где заслушиваются сообщения руководителей школьных методических объединений о выполнении намеченных планов и т.п., а также составляются планы на следующий учебный год. В течение года педагоги участвуют в занятиях районных методических объединений, готовят учащихся для участия в различных олимпиадах, участвуют сами в различных мероприятиях разного уровней.

Внутриучрежденческие методические объединения оказывают действенную помощь учителям в совершенствовании методики работы по новым программам и учебникам.

План школьного методического объединения включает:

  • Анализ работы за учебный год;
  • Основные задачи и направления;
  • Взаимосвязь с другими формами методического объединения повышения квалификации ;
  • План школьного методического объединения;
  • диагностирование качества участие в творческих знаний учащихся конкурсах и смотрах;
  • Работа над единой подготовленности учителя, методической темой его аттестация;
  • опыт преподавания интегрированных оказание помощи курсов и реализация авторских учебных молодым специалистам программ .

РАБОТА МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ШКОЛЫ ВКЛЮЧАЕТ:

  • Проведение заседаний методических объединений.
  • Выполнение нормативных документов.
  • Знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность педагогических работников.
  • Подготовка и проведение предметных недель.
  • Подготовка и проведение семинаров и конференций.
  • Проведение и подготовка учащихся к интеллектуальным играм, олимпиадам.
  • Посещение учебных, факультативных, групповых и индивидуальных занятий по предметам МО.
  • Углубленное изучение методики преподаваемого предмета.
  • Информация о новых книгах, статьях.

2. Школа передового опыта

Если в школе работает учитель, чей опыт заслуживает глубокого и постоянного изучения всем педагогическим коллективом, то составляется план регулярного изучения его деятельности с посещением уроков и теоретическими сообщениями. Такая форма ознакомления с практикой лучших учителей получила название «школа передового опыта». После того, как опыт изучен, как учитель изложил все «секреты своего мастерства», школа прекращает свою деятельность. Но опыт творчески работающего учителя не должен быть забыт, его нужно изучить, обобщить, порекомендовать учителю, чтобы он обобщил сам.

3. Научно-практические конференции и педагогические чтения

Опыт многих лет показывает, что деятельность школьных методических объединений помогает выявить, обобщить, систематизировать и распространить опыт лучших учителей.

Нередко материалы, подготовленные для выступлений на заседаниях внутриучрежденческих методических объединений, после обсуждения и доработки рекомендуется для заслушивания вначале на школьных, а затем районных и областных конференциях или педагогических чтениях. При правильной организации педагогические чтения и конференции становятся определенным звеном в работе по обобщению передового опыта, а также активной формой повышения квалификации учителей.

4. Педагогические советы

Давно проверенной и традиционной формой, настоящей школой профессионального мастерства являются в ряде школ заседания педагогических советов. Происходит это там, где содержание их работы нацелено на внедрение в практику достижений педагогической науки и передового опыта. Педагогические советы рассматривают, например, такие вопросы, как пути совершенствования урока; психолого-педагогическое изучение школьников в классных коллективах; методы обучения и их оптимальный выбор; методика анализа урока знаний, умений и навыков учащихся; развитие самоуправления - важный фактор школьной жизни и другие.

На педагогических советах как высшем органе коллективного руководства школой ставятся важнейшие проблемы повышения мастерства учителей, исходя из его теснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания. На педсоветах заслушиваются теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их творческие отчеты. Все это усиливает влияние педсоветов на рост мастерства учителей, повышает их значимость как органа коллективного управления. Повестка тематических педсоветов сообщается учителям заранее, лучше за два-полтора месяца до заседания. Создается комиссия, которая разрабатывает план подготовки педсовета, включающий изучение соответствующей литературы, посещение уроков, анализ личного опыта учителей, оформление тематических выставок, стендов и т.п. Основной доклад, как правило, готовит директор или его заместитель. Проект предстоящего педсовета также готовится заранее и доводится до сведения педагогов. Четко сформированное решение или рекомендации, своевременный контроль за их выполнением повышают действенность и эффективность заседаний педагогического совета школы.

5.Методический совет

Методический совет – совещательный орган при директоре школы, способствующий решению приоритетных психолого-педагогических проблем деятельности педагогического учреждения.
Цель деятельности: организация и координация методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров.

Задачи:

  • диагностика состояния методического обеспечения образовательного процесса и методической работы в школе;
  • изучение и внедрение новых технологий в организации образовательного процесса в школе;
  • создание условий для развития педагогического и методического мастерства учителей.

Права методического совета:

  • определять стратегию проведения методической работы школы;
  • осуществлять экспертную оценку результатов научно-методической работы в школе;
  • давать рекомендации по планированию, содержанию, формам работы с учителями;
  • вносить предложения по формированию программы развития ОУ, учебного плана школы;
  • готовить аттестационные материалы;
    проводить экспертизу авторских учебных планов и программ педагогов школы;
  • координировать деятельность школьных методических объединений и творческих групп;
  • представлять сотрудников школы к поощрению за особый вклад в развитие методической работы.

6. Творческие группы

В связи с движением педагогов - новаторов, которое способствовало пробуждению педагогических поисков и педагогического творчества на местах, направленных на обучение и воспитание, а также на создание авторских приемов и методов, разработку авторских программ, в школах появилась новая форма методической работы - творческие группы. В отличие от методических объединений их состав менее стабилен; объединение же проводится не по принципу одних и тех же родственных предметов, а по принципу общности интересов, увлеченности единой идеей. Численность группы может быть различной, но практика свидетельствует, что в большой группе теряется душевность и открытость в общении, без чего невозможно творческое общение. Официальный руководитель, как правило, в творческой группе не назначается. Лидерство берут на себя один или два - три ее наиболее активных и инициативных участников. Работа такой группы начинается с возникновения новой идеи, с поисков единомышленников, с определения плана, разработки возникшей идеи. Затем каждый член группы самостоятельно изучает имеющиеся теоретические публикации и передовой опыт по разрабатываемому или смежному с ним направлению. Пополнив свои знания, обогатившись новыми данными по интересующему направлению, члены второй группы обмениваются полученными сведениями, исправляя и дополняя друг друга. Возникают споры, дискуссии, диспуты. Теоретические рекомендации проверяются на практике, в ходе проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий. Активизируется взаимопосещение уроков, факультативных и кружковых занятий и взаимопомощь учителей-единомышленников. В результате творческое усвоение нового, разработка авторских программ, приемов и методов проходит значительно быстрее, чем в других формах методической работы.

7. Психолого-педагогические семинары

Семинары - одна из форм повышения квалификации по системе Занкова. Личность ученика и учителя все более нуждались в изучении. Такого рода занятия были нужны всем учителям, поэтому стало целесообразным создание постоянно действующего семинара для всего школьного коллектива. В некоторых школах занятия семинаров проводятся ежемесячно, однако во избежание перегрузки учителей большинству школ можно проводить их один раз в четверть. Очень важно, чтобы в работе семинара были органически связаны теория и практика.

Например, лекция, посвященная видам нестандартных уроков, сопровождалась посещением таких уроков и т.п. При такой организации работы результатом семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.

При проведении психолого-педагогического семинара особенно необходимо обеспечить атмосферу творчества и после теоретического сообщения организовать учительскую дискуссию, диспут. В ходе семинара учителя сосредотачивают внимание на решении сложных педагогических проблем, коллективно ищут и создают новые или обновленные методы преподавания. Психолого-педагогические семинары приобщают учителей к творческой, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности. Работа постоянно действующего семинара заметно повышает общую и педагогическую культуру учителей и воспитателей.

8. Самообразование

Первые программы по самообразованию разработаны и опубликованы в 20-е годы. Затем в 1972 году Академия педагогических наук СССР подготовила примерные программы и методические рекомендации по планированию самостоятельных занятий. Они были опубликованы в предметных методических журналах и встретили одобрение учителей. В то время планы самообразования учителей утверждала администрация школы, требовалось конспектирование прочитанного, а отчеты о самообразовании заслушивались на методических объединениях. Но постепенно этот формализм уступил место здравому смыслу. Планы по самообразованию стали определять перспективу в самостоятельном пополнении знаний и отражать поиски нужной научно-методической литературы, сроки ее изучения, предполагаемые пути использования при участии в конференциях, педагогических чтениях, различных семинарах.

Особенно успешно самообразование осуществляется там, где учителя освобождены от поисков необходимых пособий, где школьные библиотеки хорошо укомплектованы научно-педагогической и методической литературой. В создании благоприятных условий для самообразования многое могут сделать сами педагогические коллективы.

В помощь учителям создаются тематические каталоги статей из методических журналов. В методическом кабинете школы желательно наличие тематических каталогов статей из журналов «Народное образование», «Педагогика» и др.

Личные педагогические библиотеки также могут быть использованы для самообразования не только их владельцами, но и всеми учителями школы.

Каждая школа располагает возможностями для профессионального совершенствования учителей в процессе самообразования.

9. Практические конференции

Как бы продолжением самообразования, самостоятельного изучения научно-методической литературы и на этой основе анализа собственной педагогической деятельности являются школьные практические конференции. На такой конференции, опираясь на изученную научную литературу, анализируя на научной основе собственный опыт, учителя глубоко и всесторонне обсуждают важные для современных условий проблемы.

Школьные конференции способствуют расширению интересов учителей, их духовному обогащению, повышению их общей культуры. Они помогают выявить общественное мнение коллектива по многим актуальным проблемам школы и научно-педагогической жизни страны.

Предметом обсуждения на школьной конференции могут стать наиболее значительные научные публикации, педагогические книги и статьи, вызывающие особый интерес. Подготовка и проведение школьной конференции требует от учителей высокого профессионализма, подготовки, педагогической эрудиции, умения возглавить обсуждение, сделать его интересным и квалифицированным. Там, где такие конференции проводятся регулярно и качественно, между учителями часто непроизвольно возникает разговор о книгах и статьях, когда обмен мнениями, впечатлениями постепенно превращается в потребность.

10. Методическая помощь молодым учителям

Ежегодно университеты, педагогические институты и училища направляют на работу в школы страны тысячи своих выпускников. Выпускники с желанием идут на работу. Однако бывает и так: через некоторое время молодой учитель начинает сомневаться в правильности избранного пути. Почему? Прежде чем выпускник станет мастером своего дела, опытным учителем, ему предстоит приложить немало усилий. Время вхождения в педагогическую профессию, когда учитель остро нуждается в поддержке, может быть сокращено, если помощь начинающему учителю будет целенаправленной, а не от случая к случаю.

Учебно-методическая работа в школе строится на принципе открытости и системности, целостности и целесообразности, практической направленности и конкретности. Методическая работа не должна сводиться к разовым мероприятиям.

Одной из самых важных форм методической работы является работа над единой методической темой /проблемой/. При правильном выборе единой методической темы и целеустремленной работе по данной проблеме, она организует, делает целостным весь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором.

Единая методическая тема должна быть актуальной для всего коллектива, соответствовать уровню его развития; должна быть созвучна современным педагогическим идеям. Важно, чтобы методическая тема охватила как учебную, так и воспитательную работу.

Единая методическая тема

Работа над единой методической темой включает совместное планирование уроков по наиболее трудным темам, взаимопосещение уроков с их последующим разбором, анализ текущих контрольных и экзаменационных работ, самостоятельные занятия, подготовку докладов и рефератов на основе изучения научно-педагогической литературы.

Единая методическая должна быть актуальной, действительно важной для школы, определена с учетом ее достигнутого коллективом уровня деятельности и пожелания учителей. Методическая тема должна включать как урочную, так и внеурочную воспитательную работу, быть сформулированной достаточно конкретно и ясно. Она пронизывает все формы работы с кадрами в школе, включает индивидуальные методические темы учителей, ее разработка находит свое продолжение в самостоятельных занятиях учителей, в их самообразовании.

11. Передовой педагогический опыт.

Важнейшим направлением методической работы является изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и развития, то есть то, что обычно называют творческой лабораторией учителя.

При изучении педагогического опыта желательно установить, какая научная база явилась основой того или иного методического приема, какие конкретно современные ученые или какое наследие из истории педагогики вдохновили на творческие поиски, какие объективные и субъективные факторы, микроклимат и среда обеспечили высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Передовой педагогический опыт обучает, воспитывает, развивает учителей, показывает перспективу, к которой должен стремиться каждый учитель. Он может быть изучен и использован в школе с помощью различных форм методической работы. Учителей следует ознакомить с формами обобщения педагогического опыта. Ими могут быть:

  • Отчет о проделанной работе.
  • Доклад по определенному вопросу.
  • Реферат по избранной теме.
  • Организация выставки (Работа кружка, клуба и т.п.).
  • Предоставление методических разработок уроков, воспитательных мероприятий.
  • Разработка дидактических карточек для самостоятельной работы учащихся.
  • Проведение педсовета.
  • Проведение научно-практической конференции.
  • Проведение семинара по определенной проблеме.
  • Распространение передового опыта обеспечивает выпуск бюллетеней, стенгазет.

Показателями передового опыта являются творческая новизна, научная обоснованность, высокая результативность, экономия времени при достигнутых высоких результатах.

Выводы по системе внутриучрежденческой методической работы для руководителя:

а) без хорошо поставленной и разумно-организованной для данной конкретной школы системы внутри-школьной методической работы, основанной на уважительном отношении к творческому наследию и современным идеям педагогики, на уважении к педагогу, выстроить педагогический процесс (ансамбль) практически невозможно;

б) чтобы правильно организовать внутриучрежденческую методическую работу, надо знать об учителе как можно больше и научиться любить своих учителей, гордиться каждым их достижением, защищать их от разного рода негативных воздействий внешней среды;

в) руководитель методической работы (это, как правило заместитель директора по учебной /учебно-воспитательной работе) должен быть высококвалифицированным специалистом, шагать в ногу со временем, в то же время человеком доброй души, умеющим понять своего товарища и помочь каждому педагогу.

Разделы сайта